3-дм самоходное орудие М10

В конце 30-х — начале 40-х гг. в Армии США сложилась новая тактическая доктрина. Суть ее заключалась в том, чтобы противопоставить наступающим танковым колоннам противника части истребителей танков, укомплектованные мощными буксируемыми и самоходными орудиями с высокой начальной скоростью полета снаряда. Предполагалось, что такие подразделения истребительно-противотанковой самоходной артиллерии будут действовать большими массами.

Одним из первых материальных воплощений этой доктрины стало появление 3-in Gun Motor Carriage M10 — механизированного орудия М10. Эта противотанковая САУ оснащалась пушкой калибра 76,2 мм (3-дм), носившей название М7 и представлявшей собой модификацию зенитного орудия.

Пулеметное вооружение машины было представлено одним 12,7-мм пулеметом Браунинга.М10 создавалась на базе среднего танка М4А2 (Шерман) и отличалась от него верхней частью корпуса с облегченной броней и лишенной крыши башней. Чтобы повысить снарядостойкость относительно тонкой брони корпуса, в его конструкции использовались наклонные броневые листы. Тот же прием разработчики применили и при проектировании башни. Наличие у этой САУ тонкой брони объяснялось вполне определенными причинами.

М10 рассматривался командованием Армии США прежде всего не как истребитель танков, а как механизированное орудие, «передвижной лафет», не предназначавшийся для участия в сражении на близкой дистанции. В отличие от большинства истребительно-противотанковых САУ времен Второй мировой войны, броневая надстройка М10 обеспечивала довольно мощному для того момента орудию угол горизонтальной наводки 360°. Выпуск М10 начался в сентябре 1942 г., а уже в декабре 1942-го, когда машина была снята с производства, суммарный объем готовой продукции составил 4993 единицы, что лучшим образом демонстрирует потенциал американской промышленности военных лет.Большая часть М10 была направлена в состав истребительно-противотанковых сил Армии США, которые в начале 1943 г. насчитывали 106 батальонов.

Однако количество их, по мере развития военных действий, уменьшаюсь, поскольку командование убедилось в несостоятельности концепции превращения подразделений истребительно-противотанковых САУ и буксируемых артиллерийских орудий в отдельную службу, действующую независимо от бронетанковых войск. Было признано, что лучшим истребителем танков является танк. Между тем истребительно-противотанковые силы сохранились до конца войны. При этом они принимали участие в сражениях преимущественно на территории стран Европы. Правда, чем дальше, тем больше сами М10, а также приданные им части и буксируемые орудия использовались не как истребители танков, а как средства штурмовой артиллерии. Главным вооружением таких истребительно-противотанковых батальонов являлись М10. Они несли службу не только в частях Армии США, но также и в вооруженных силах Великобритании, а позднее и во Французской и Итальянской армии. Британские М10 носили наименование Wolverine (Вулверин — росомаха).

Похвастаться особыми успехами в сражениях М10, между тем, не мог, поскольку, несмотря на тонкую броню, отличался неудачным экстерьером — был высок — и даже некоторой громоздкостью. В то же время, по мере появления в действующих частях все более новых образцов бронетехники противника, эффективность орудия М10 снижалась. Тем не менее М10 продолжали служить до конца войны. К тому моменту англичане переоснастили САУ новыми 17-фунтовыми орудиями, дав ей новое название — Acuities (Ахиллес). Вслед за М10 разработчики представили модификацию М10А1, которая отличалась от предыдущей версии преимущественно тем, что базировалась на шасси среднего танка М4А3 с иной конструкцией подвески и другим двигателем.M10 сводились в батальоны, в каждый из которых входило 36 САУ М10, а также придавались усиленным разведывательным и противовоздушным подразделениям. В начале 1945 г. большинство батальонов действовало уже не как подразделения отдельного истребительно-противотанкового корпуса — их распределили по бронетанковым соединениям. Особая концепция применения истребителей танков приказала долго жить.

Тактико-технические характеристики M10

Экипаж: 5 человекВес: 29 937 кг

Силовая установка: два 6-цилиндровых дизельных двигателя Дженерал Моторс мощностью, каждый 276,6 киловатта (375л.с.)

Габариты: общая длина 6,83 м- ширина 3,05 м- высота 2,57 мБоевые характеристики: максимальная скорость хода по шоссе 51 км/ч- запас хода по шоссе 322 км. Преодолеваемые препятствия: брод 0,9 м- склон 25°- стенка 0,45 м- ров 2,3 м

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *